В век глобальной интернетизации
количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие
возможности её усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки
человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает
роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.
Однако отношение большинства
участников образовательного процесса к предмету «физическая культура»,
единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические
качества, способствующему через разнообразную двигательную активность гармоничному
физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет
желать лучшего. Одна из основных задач управления системой образования –
приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся.
А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической
культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя
физической культуры.
В условиях, когда на протяжении
последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей
и подростков (увеличение заболеваемости по всем классам, ухудшение физического
развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной
гиподинамии школьников), нельзя говорить о качественном образовании.
Длительный 10–11-летний период
школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем
учащихся. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за
неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность
классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина
школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то в современной школе к этим
недостаткам добавились множество других факторов риска, влияющих на здоровье
(компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности).
Испытывать социальный информационный стресс стали не только школьники, живущие
в условиях систематической интеллектуальной нагрузки, но и дошкольники, её
раньше не имевшие. Ведь для них неизбежной становится интенсивная подготовка к
школе в связи с усложнением школьных программ, освоение современной технологии
быта, приобщение к домашнему компьютеру. (Б.Х.Ланда)
Не секрет, что большинство
школьников занимаются физкультурой в
основном во время учёбы. Моя задача – обучить их элементарным двигательным
навыкам (ходьбе, бегу, метаниям, прыжкам, правильной осанке, умению владеть
своим телом и т.д). однако некоторые ученики хотят более глубоко заниматься
каким-либо конкретным видом спорта, показывать хорошие результаты на соревнованиях,
развивать свои способности. На уроке физкультуры это сделать сложно. Для этого
существуют различные секции в спортивных школах, но в основном в крупных
городах. А что делать сельским мальчишкам и девчонкам, у которых желание
заниматься ничуть не меньше, а возможностей для этого чаще всего нет.
«Мониторинг физического развития и
физической подготовленности учащихся» как никогда актуален и востребован. Об
этом свидетельствует решение Правительства Российской Федерации от 25.09.2006г.
одобрить и передать в Государственную думу Федеральный закон «О физической
культуре и спорту в Российской Федерации». В статье 24 Закона «Физическая
культура в системе образования» записано о проведении ежегодного мониторинга
физического развития и физической подготовленности обучающихся».
Комплексный мониторинг показателей
физической подготовленности, наряду с результатами тестирования уровня знаний
учащихся, должен стать основой при построении общероссийской системы оценки
качества образования.
Основа методики комплексного
педагогического мониторинга – тестирование. Отслеживая с его помощью динамику
показателей здоровья, я осуществляю индивидуальный подход к физическому
воспитанию, выявляю причины неудачных результатов, веду поиск путей оптимизации
учебного процесса со своей стороны и ученика.
Как правило, в сельских школах
работает только один учитель физической культуры, который должен заниматься с
детьми различными видами спорта. Необходимо правильно организовать занятия и
подготовить детей к выступлению на различных соревнованиях, особенно в нашей
малокомплектной школе. В таких случаях ученики, имеющие хорошие физические
способности, становятся универсалами, т.е. показывают высокие результаты в
самых различных видах спорта. Но достичь больших высот в каком-то конкретном
виде спорта они не могут: ведь после успешных выступлений в одном виде спорта
начинаю экстренно готовить их на другой.
На протяжении 5 лет, я работаю над
отслеживанием мониторинга физической подготовленности учащихся. Разработанная
мною программа в табличном процессоре Microsoft Excel, которую я с каждым годом
совершенствую, освобождает меня от трудоёмких работ по составлению списков и
других расчётов. Данные об учащихся (Ф.И.О., дата рождения и т.д.) сохраняются
в компьютере и переносятся в карту тестирования на протяжении всех лет учёбы. Каждый из
разделов физической подготовленности компьютерная программа рассчитывает
автономно, позволяя больше времени уделить физическому воспитанию учащихся, а
не сидеть с калькулятором и высчитывать результаты.
Тестирование по физическому
воспитанию является для учащихся увлекательной игрой, где можно посостязаться,
в силе, в развитии физических качеств, а главное, в мониторинге, отслеживая
динамику своих показателей в процессе обучения.
Система мониторинга
индивидуальных учебных достижений учащихся основана на установлении
соответствия знаний, двигательных умений и навыков, уровня двигательной
подготовленности требованиям государственного стандарта в образовательной
области «Физическая культура». За последние три года показатели общей
успеваемости достигли 100% учащихся, не имеющих «2» по итогам полугодия и года,
а динамика качества знаний показала, что количество обучаемых мной учащихся,
которые успевают на «4» и «5» растёт с 62% до 89%.
Школьная практика
показывает, что учитель в силу организационных и методических условий,
определяемых рамками урока, не успевает успешно сочетать теоретический и
практический разделы курса физического воспитания. Наряду с этим подготовлен
проект проведения «Президентских состязаний», разработанный Ю.Н. Вавиловым,
который позволяет объединить как школьные, так и внешкольные формы физического
воспитания учащихся, и создаёт новые условия для его совершенствования.
Целью
спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания» является
создание массового детско-юношеского физкультурного движения, обеспечивающего
привлечение к регулярной двигательной активности большинства детского,
подросткового и юношеского населения страны.
Тесты
в этих состязаниях подобраны т.о., чтобы проверялись и тестировались все
физические качества: скоростные (30м.), скоростно–силовые (длина, пресс),
силовые (подтягивание, отжимание), гибкость, выносливость.
Преимущество
в том, что тесты выбраны элементарные не требующие никакой технической
подготовки. Если сравнивать с комплексом ГТО, то для проверки прыгучести
необходимо было проверить прыжок в длину и высоту, выносливости – бег на лыжах
и кросс.
Для
определения уровня физической подготовленности обычно использую следующие
простейшие тесты, отражающие уровень развития жизненно необходимых физических
качеств:
1) скоростных (бег
на 30 м или 100 м);
2) координационных
(бег 3×10м, прыжки ч/з скакалку);
3) скоростно-силовых
(прыжок в длину с места, подъём туловища за 30 сек.);
4) силовых
(подтягивание, отжимание);
5) выносливости
(бег на 1000м, 2000м, 3000м);
6) гибкости
(наклон туловища вперёд характеризует способность гибкости в позвоночном
столбе). Данное качество характеризует функциональные возможности
опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его звеньев и определяется
максимальной амплитудой движений при наклоне вперёд из положения стоя (ноги
прямые) путём замера линейкой расстояния от опоры до кончиков пальцев рук,
опущенных вниз. Если они ниже опоры, гибкость положительная (+), если выше
опоры – отрицательная (–). Замер гибкости можно осуществлять из положения сидя.
При проведении исследования
используются следующие приборы и оборудование:
1
секундомер –
для замера, тестов и физических упражнений;
2
сантиметровая лента –
для измерения длины прыжка;
3
метрическая линейка –
для замера гибкости;
4
маты, скамейка гимнастическая,
перекладина – для выполнения упражнений, характеризующих
физическую подготовленность;
5
компьютер –
для сбора, хранения и обработки полученных результатов.
Результаты фактических измерений
заносятся в карту тестирования показателей здоровья.
Уроки физической культуры, особенно
выполнение нормативов немыслимы без выполнения домашних заданий и участия
школьников во внеклассной работе. Большое значение для школьников младших и
средних классов имеет принцип успешности. Ученики должны соревноваться не
друг с другом в достижении спортивных результатов, а стараться увеличивать свои
личные достижения. Оценка в таком случае будет ставиться за улучшение
своего норматива, а не усреднённого общего норматива. Таким образом, создаётся
готовность к успешному продолжению обучения, и снимаются проблемы неуспешного
обучения, снимаются трудности кризисного периода развития.
В нашей школе обучаются 100 учащихся:
11 классов, в начальной школе – 35 учащихся, в среднем звене – 50 учащихся, в
старших классах – 15 учащихся. В школе работают 16 учителей. В наличии имеется
спортивный зал, спортивный городок на
территории школы, теннисный стол, расположенный в актовом зале школы. Вопросы,
связанные с физическим воспитанием и формированием здорового образа жизни,
часто заслушиваются на заседаниях педагогических и методических советов, на
родительских собраниях.
Основной формой организации
учебно-воспитательной работы в школе является урок. Качественное проведение
уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимися
различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков,
получаемых на уроке. Свою задачу на уроке я вижу в том, чтобы учащиеся привыкли
к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях
учебы, труда, отдыха; чтобы тема здорового образа жизни не превращалась для них
в пустые слова, а забота о сохранении и укреплении своего здоровья стала нормой
их жизни. Начинается эта работа с небольших бесед на уроке. Приходится
доказывать детям, что заниматься в спортивном костюме не только удобнее, но и
полезнее, чем в джинсах и плотном свитере. Объяснять, почему я выполняю многие
нормативы лучше молодого, крепкого, но уже злоупотребляющего курением и
алкоголем парня. Как можно чаще я стараюсь проводить уроки физкультуры на
свежем воздухе.
Чтобы спортивная работа развивалась,
нужно проводить много соревнований – это ни для кого не секрет. Соревнования в
малокомплектных школах имеют свою специфику.
Мы организуем соревнования по
принципу круглогодичной спартакиады, а в конце каждого учебного года подводим
общие итоги. В соревнованиях участвуют все классы, каждый ученик может проявить
себя в каком-либо виде спорта, выбранном по собственному желанию. В начальном
звене проходят «Веселые старты», Дни здоровья и т.д.
Остальные соревнования проводятся по
группам классов: начальное звено, 5–7 классы, 8–11 классы. Чтобы уравнять
возможности классов, различающихся по возрасту, команды тех, кто младше,
выставляют на площадку на одного игрока больше. Это мы практикуем при игре в
баскетбол, мини-футбол, и далеко не всегда первые места занимает 11-й класс.
Традиционными в школе стали
соревнования по «Президентским состязаниям», которые мы проводим в начале и
конце учебного года. Победители определяются как в личном зачёте, так и
классов. Чемпионы награждаются дипломами и сладкими призами. Для оценивания
результатов разработана схема специального протокола.
Большим праздником для всей школы
является День здоровья. При организации я стараюсь каждый раз внести
что-то новое, интересное и для пятиклассника, и для ученика 11-го класса.
Атмосфера праздника здоровья царит в школе задолго до его начала, потому что
идёт большая подготовительная работа. Каждому классу даётся домашнее задание –
это может быть поделка из природного материала, театрализованное представление,
рисунки и т.п. Старшеклассники помогают мне организовать место праздника,
подготовить необходимый инвентарь и полосу препятствия. С самого утра классы
вместе с учителями выходят на природу, где проходят разнообразные соревнования,
конкурсы, чаепитие. И бывает очень приятно видеть, что даже пессимисты идут с
Дня здоровья с приподнятым настроением, веселые, набравшие заряд бодрости и
здоровья для дальнейшей учебы.
В течение всего периода работы в
Нестеровской школе веду спортивные
секции по волейболу и баскетболу, выезжаем на спортивные соревнования районного
уровня. В прошедшем учебном году учащиеся заняли: юноши 1место по волейболу,
2место по баскетболу и 3 место по футболу в кустовых районных соревнованиях;
девушки - 1место по баскетболу и 2место
по волейболу также в кустовых соревнованиях. Хороших результатов добиваются
учащиеся нашей школы по шашкам: ныне выпускники Черных Татьяна 2-х кратный
чемпион района, Панин Анатолий вице-чемпион; в 2008г. – Гаевский Константин
стал чемпионом района по гирям, 2010г. – Сальников Сергей чемпион района в беге
на 1500м. Неплохих результатов на уровне района добиваемся и в лыжных гонках,
гимнастике.
В условиях малокомплектной школы
приходится много работать над физическим развитием учащихся, что позволяет
успешно выступать на различных спортивных мероприятиях.
В районной Олимпиаде по физической
культуре в 2007 - 2008 учебном году учащийся 10 класса Березовский Николай
занял 3 место. И он же в 2008 -2009 учебном году также был третьим.
Основным показателем, подтверждающим
мотивацию к изучению предмета, считаю рост числа учащихся школы, вовлеченных в
систематические занятия физической культурой.
В школе создан физкультурный актив. В его
состав входят физорги классов и инструктора – общественники из числа учащихся 9
– 11 классов. В начале каждого месяца актив разрабатывает план спортивных
мероприятий на месяц, согласно календарному плану школы и районных
соревнований, место и время проведения, судейство.
В образовательном процессе я
использую учебный проект системы индивидуализированных классно-урочных и внеклассных
занятий физической культурой. Реализация мной личностно-ориентированного
подхода, при котором каждый учащийся ощущает внимание лично к нему, получает
возможность для свободного творчества, создаётся атмосфера уважения к
внеурочной деятельности школьников, делает физическую культуру любимой и
значимой для школьников разного возраста образовательной областью.
В воспитательной деятельности
используется личностно - ориентированный подход, что даёт свои результаты.
Тесно сотрудничаю с участковым, постоянно интересуюсь, нет ли среди
правонарушителей моих воспитанников.
В 2008г. два лучших спортсмена школы
выпускники Лунёв Николай, и Щербаков Алексей продолжили обучение в БРПК
г.Улан-Удэ по специальности «Учитель физической культуры».
В 2010г. Липин Александр продолжил
обучение после 9 класса в БРПК г.Улан-Удэ по специальности «Учитель физической
культуры».
Учитель, любящий свою профессию,
постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство. Создание у класса
настроения, при котором все учащиеся охотно, энергично, даже весело, и в то же
время спокойно и ровно работают на протяжении всего урока. Такому режиму
способствует хорошее рабочее настроение учителя, его благожелательное отношение
к ребятам и, конечно, способность вселять оптимизм, умение шуткой
разрядить обстановку. «Ничто так не сближает людей, как теплая, добрая, хорошая
шутка» (Л.Н. Толстой)
|