Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Категории раздела
Мои статьи [10]
Открытые уроки [1]
Открытые уроки в Нестеровской СОШ
Рабочие программы [0]
Доклады [1]
Доклады, выступления
Документы [0]

Общее меню

Форма входа

Поиск

Часы

Погода

Друзья сайта
  • Официальный сайт минобрнауки РФ
  • Сайт минобрнауки Бурятии
  • "Российское образование" - единый портал
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Учительский портал
  • Школьный всезнайка. Портал для подростков
  • Информика школьный. Бесплатное ПО для школ

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Мониторинговые исследования физической подготовленности

    В век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие возможности её усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.

    Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические качества, способствующему через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего. Одна из основных задач управления системой образования – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя физической культуры.

    В условиях, когда на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков (увеличение заболеваемости по всем классам, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гиподинамии школьников), нельзя говорить о качественном образовании.

    Длительный 10–11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то в современной школе к этим недостаткам добавились множество других факторов риска, влияющих на здоровье (компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности). Испытывать социальный информационный стресс стали не только школьники, живущие в условиях систематической интеллектуальной нагрузки, но и дошкольники, её раньше не имевшие. Ведь для них неизбежной становится интенсивная подготовка к школе в связи с усложнением школьных программ, освоение современной технологии быта, приобщение к домашнему компьютеру. (Б.Х.Ланда)

    Не секрет, что большинство школьников  занимаются физкультурой в основном во время учёбы. Моя задача – обучить их элементарным двигательным навыкам (ходьбе, бегу, метаниям, прыжкам, правильной осанке, умению владеть своим телом и т.д). однако некоторые ученики хотят более глубоко заниматься каким-либо конкретным видом спорта, показывать хорошие результаты на соревнованиях, развивать свои способности. На уроке физкультуры это сделать сложно. Для этого существуют различные секции в спортивных школах, но в основном в крупных городах. А что делать сельским мальчишкам и девчонкам, у которых желание заниматься ничуть не меньше, а возможностей для этого чаще всего нет.

    «Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся» как никогда актуален и востребован. Об этом свидетельствует решение Правительства Российской Федерации от 25.09.2006г. одобрить и передать в Государственную думу Федеральный закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации». В статье 24 Закона «Физическая культура в системе образования» записано о проведении ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся».

    Комплексный мониторинг показателей физической подготовленности, наряду с результатами тестирования уровня знаний учащихся, должен стать основой при построении общероссийской системы оценки качества образования.

    Основа методики комплексного педагогического мониторинга – тестирование. Отслеживая с его помощью динамику показателей здоровья, я осуществляю индивидуальный подход к физическому воспитанию, выявляю причины неудачных результатов, веду поиск путей оптимизации учебного процесса со своей стороны и ученика.

    Как правило, в сельских школах работает только один учитель физической культуры, который должен заниматься с детьми различными видами спорта. Необходимо правильно организовать занятия и подготовить детей к выступлению на различных соревнованиях, особенно в нашей малокомплектной школе. В таких случаях ученики, имеющие хорошие физические способности, становятся универсалами, т.е. показывают высокие результаты в самых различных видах спорта. Но достичь больших высот в каком-то конкретном виде спорта они не могут: ведь после успешных выступлений в одном виде спорта начинаю экстренно готовить их на другой.

    На протяжении 5 лет, я работаю над отслеживанием мониторинга физической подготовленности учащихся. Разработанная мною программа в табличном процессоре Microsoft Excel, которую я с каждым годом совершенствую, освобождает меня от трудоёмких работ по составлению списков и других расчётов. Данные об учащихся (Ф.И.О., дата рождения и т.д.) сохраняются в компьютере и переносятся в карту тестирования на протяжении всех лет учёбы. Каждый из разделов физической подготовленности компьютерная программа рассчитывает автономно, позволяя больше времени уделить физическому воспитанию учащихся, а не сидеть с калькулятором и высчитывать результаты.

    Тестирование по физическому воспитанию является для учащихся увлекательной игрой, где можно посостязаться, в силе, в развитии физических качеств, а главное, в мониторинге, отслеживая динамику своих показателей в процессе обучения.

    Система мониторинга индивидуальных учебных достижений учащихся основана на установлении соответствия знаний, двигательных умений и навыков, уровня двигательной подготовленности требованиям государственного стандарта в образовательной области «Физическая культура». За последние три года показатели общей успеваемости достигли 100% учащихся, не имеющих «2» по итогам полугодия и года, а динамика качества знаний показала, что количество обучаемых мной учащихся, которые успевают на «4» и «5» растёт с 62% до 89%.

    Школьная практика показывает, что учитель в силу организационных и методических условий, определяемых рамками урока, не успевает успешно сочетать теоретический и практический разделы курса физического воспитания. Наряду с этим подготовлен проект проведения «Президентских состязаний», разработанный Ю.Н. Вавиловым, который позволяет объединить как школьные, так и внешкольные формы физического воспитания учащихся, и создаёт новые условия для его совершенствования.

    Целью спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания» является создание массового детско-юношеского физкультурного движения, обеспечивающего привлечение к регулярной двигательной активности большинства детского, подросткового и юношеского населения страны.

    Тесты в этих состязаниях подобраны т.о., чтобы проверялись и тестировались все физические качества: скоростные (30м.), скоростно–силовые (длина, пресс), силовые (подтягивание, отжимание), гибкость, выносливость.

    Преимущество в том, что тесты выбраны элементарные не требующие никакой технической подготовки. Если сравнивать с комплексом ГТО, то для проверки прыгучести необходимо было проверить прыжок в длину и высоту, выносливости – бег на лыжах и кросс.

    Для определения уровня физической подготовленности обычно использую следующие простейшие тесты, отражающие уровень развития жизненно необходимых физических качеств:

    1) скоростных (бег на 30 м или 100 м);

    2) координационных (бег 3×10м, прыжки ч/з скакалку);

    3) скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъём туловища за 30 сек.);

    4) силовых (подтягивание, отжимание);

    5) выносливости (бег на 1000м, 2000м, 3000м);

    6) гибкости (наклон туловища вперёд характеризует способность гибкости в позвоночном столбе). Данное качество характеризует функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его звеньев и определяется максимальной амплитудой движений при наклоне вперёд из положения стоя (ноги прямые) путём замера линейкой расстояния от опоры до кончиков пальцев рук, опущенных вниз. Если они ниже опоры, гибкость положительная (+), если выше опоры – отрицательная (–). Замер гибкости можно осуществлять из положения сидя.

    При проведении исследования используются следующие приборы и оборудование:

    1     секундомер – для замера, тестов и физических упражнений;

    2     сантиметровая лента – для измерения длины прыжка;

    3     метрическая линейка – для замера гибкости;

    4     маты, скамейка гимнастическая, перекладина – для выполнения упражнений, характеризующих физическую подготовленность;

    5     компьютер – для сбора, хранения и обработки полученных результатов.

    Результаты фактических измерений заносятся в карту тестирования показателей здоровья.

    Уроки физической культуры, особенно выполнение нормативов немыслимы без выполнения домашних заданий и участия школьников во внеклассной работе. Большое значение для школьников младших и средних классов имеет принцип успешности. Ученики должны соревноваться не друг с другом в достижении спортивных результатов, а стараться увеличивать свои личные достижения. Оценка в таком случае будет ставиться за улучшение своего норматива, а не усреднённого общего норматива. Таким образом, создаётся готовность к успешному продолжению обучения, и снимаются проблемы неуспешного обучения, снимаются трудности кризисного периода развития.

     

    В нашей школе обучаются 100 учащихся: 11 классов, в начальной школе – 35 учащихся, в среднем звене – 50 учащихся, в старших классах – 15 учащихся. В школе работают 16 учителей. В наличии имеется спортивный зал,  спортивный городок на территории школы, теннисный стол, расположенный в актовом зале школы. Вопросы, связанные с физическим воспитанием и формированием здорового образа жизни, часто заслушиваются на заседаниях педагогических и методических советов, на родительских собраниях.

    Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Качественное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроке. Свою задачу на уроке я вижу в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда, отдыха; чтобы тема здорового образа жизни не превращалась для них в пустые слова, а забота о сохранении и укреплении своего здоровья стала нормой их жизни. Начинается эта работа с небольших бесед на уроке. Приходится доказывать детям, что заниматься в спортивном костюме не только удобнее, но и полезнее, чем в джинсах и плотном свитере. Объяснять, почему я выполняю многие нормативы лучше молодого, крепкого, но уже злоупотребляющего курением и алкоголем парня. Как можно чаще я стараюсь проводить уроки физкультуры на свежем воздухе.

    Чтобы спортивная работа развивалась, нужно проводить много соревнований – это ни для кого не секрет. Соревнования в малокомплектных школах имеют свою специфику.

    Мы организуем соревнования по принципу круглогодичной спартакиады, а в конце каждого учебного года подводим общие итоги. В соревнованиях участвуют все классы, каждый ученик может проявить себя в каком-либо виде спорта, выбранном по собственному желанию. В начальном звене проходят «Веселые старты», Дни здоровья и т.д.

    Остальные соревнования проводятся по группам классов: начальное звено, 5–7 классы, 8–11 классы. Чтобы уравнять возможности классов, различающихся по возрасту, команды тех, кто младше, выставляют на площадку на одного игрока больше. Это мы практикуем при игре в баскетбол, мини-футбол, и далеко не всегда первые места занимает 11-й класс.

    Традиционными в школе стали соревнования по «Президентским состязаниям», которые мы проводим в начале и конце учебного года. Победители определяются как в личном зачёте, так и классов. Чемпионы награждаются дипломами и сладкими призами. Для оценивания результатов разработана схема специального протокола.

    Большим праздником для всей школы является День здоровья. При организации я стараюсь каждый раз внести что-то новое, интересное и для пятиклассника, и для ученика 11-го класса. Атмосфера праздника здоровья царит в школе задолго до его начала, потому что идёт большая подготовительная работа. Каждому классу даётся домашнее задание – это может быть поделка из природного материала, театрализованное представление, рисунки и т.п. Старшеклассники помогают мне организовать место праздника, подготовить необходимый инвентарь и полосу препятствия. С самого утра классы вместе с учителями выходят на природу, где проходят разнообразные соревнования, конкурсы, чаепитие. И бывает очень приятно видеть, что даже пессимисты идут с Дня здоровья с приподнятым настроением, веселые, набравшие заряд бодрости и здоровья для дальнейшей учебы.

    В течение всего периода работы в Нестеровской школе  веду спортивные секции по волейболу и баскетболу, выезжаем на спортивные соревнования районного уровня. В прошедшем учебном году учащиеся заняли: юноши 1место по волейболу, 2место по баскетболу и 3 место по футболу в кустовых районных соревнованиях; девушки  - 1место по баскетболу и 2место по волейболу также в кустовых соревнованиях. Хороших результатов добиваются учащиеся нашей школы по шашкам: ныне выпускники Черных Татьяна 2-х кратный чемпион района, Панин Анатолий вице-чемпион; в 2008г. – Гаевский Константин стал чемпионом района по гирям, 2010г. – Сальников Сергей чемпион района в беге на 1500м. Неплохих результатов на уровне района добиваемся и в лыжных гонках, гимнастике.

    В условиях малокомплектной школы приходится много работать над физическим развитием учащихся, что позволяет успешно выступать на различных спортивных мероприятиях.

    В районной Олимпиаде по физической культуре в 2007 - 2008 учебном году учащийся 10 класса Березовский Николай занял 3 место. И он же в 2008 -2009 учебном году также был третьим.

    Основным показателем, подтверждающим мотивацию к изучению предмета, считаю рост числа учащихся школы, вовлеченных в систематические занятия физической культурой.

     В школе создан физкультурный актив. В его состав входят физорги классов и инструктора – общественники из числа учащихся 9 – 11 классов. В начале каждого месяца актив разрабатывает план спортивных мероприятий на месяц, согласно календарному плану школы и районных соревнований, место и время проведения, судейство.

    В образовательном процессе я использую учебный проект системы индивидуализированных классно-урочных и внеклассных занятий физической культурой. Реализация мной личностно-ориентированного подхода, при котором каждый учащийся ощущает внимание лично к нему, получает возможность для свободного творчества, создаётся атмосфера уважения к внеурочной деятельности школьников, делает физическую культуру любимой и значимой для школьников разного возраста образовательной областью.

    В воспитательной деятельности используется личностно - ориентированный подход, что даёт свои результаты. Тесно сотрудничаю с участковым, постоянно интересуюсь, нет ли среди правонарушителей моих воспитанников.

    В 2008г. два лучших спортсмена школы выпускники Лунёв Николай, и Щербаков Алексей продолжили обучение в БРПК г.Улан-Удэ по специальности «Учитель физической культуры».

    В 2010г. Липин Александр продолжил обучение после 9 класса в БРПК г.Улан-Удэ по специальности «Учитель физической культуры».

    Учитель, любящий свою профессию, постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство. Создание у класса настроения, при котором все учащиеся охотно, энергично, даже весело, и в то же время спокойно и ровно работают на протяжении всего урока. Такому режиму способствует хорошее рабочее настроение учителя, его благожелательное отношение к ребятам и, конечно, способность вселять оптимизм, умение шуткой разрядить обстановку. «Ничто так не сближает людей, как теплая, добрая, хорошая шутка» (Л.Н. Толстой)


     

    Категория: Мои статьи | Добавил: сатурн4 (07.10.2010) | Автор: Лобанов Игорь Васильевич
    Просмотров: 3633 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 сатурн4  
    0
    biggrin

    1 сатурн4  
    0
    biggrin

    Имя *:
    Email *:
    Код *: