Развитие творческих способностей обучающихся на уроках
информатики и во внеурочное время
Современному
обществу необходимы люди, умеющие творчески мыслить, находить нестандартные
решения. Поэтому неоспоримым является тот факт, что сейчас, в условиях обновления
содержания и структуры образования, проблема развития творческих способностей
обучающихся приобретает новое звучание, и решение данной проблемы является
одной из главных задач в обучении, в том числе на уроках информатики и во внеурочное
время.
Как на самих
уроках, так и во внеурочное время необходимо создавать атмосферу творческого
поиска, которая бы помогала ученикам наиболее полно раскрыть себя. Для достижения
данных целей применяются элементы развивающего обучения: проблемные ситуации,
творческие задания, метод проектов. Обучающиеся привлекаются к
научно-исследовательской деятельности не только в области информатики, но и в области
других школьных дисциплин: математики, биологии, физики, английского языка,
литературы и т.д. Использование данных элементов в обучении помогает детям
формировать собственное мировоззрение, повышать уровень знаний по информатике и
другим предметам, развивать свои творческие способности.
Что такое
творчество? В советском энциклопедическом словаре дано следующее определение: Творчество – деятельность, порождающая нечто
качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и
общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так
как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.В это
определение вложен не только смысл творчества, но и его функции. Попробуем
разобраться поподробнее.
Творчество –
это деятельность. Поэтому на уроках информатики
и во внеурочное время ребята именно действуют: придумывают собственные проекты,
изучают программные среды, необходимые для разработки проектов, выполняют
проекты и защищают их.
Неповторимость заключается в создании чего-то
принципиально нового (а не в повторении старого). Творя, дети учатся по-своему
видеть существующий мир, открывать в нем что-то свое, личное. Увидев и познав,
учатся выражать себя, свой внутренний мир, свое отношение к окружающей действительности
через творческие проекты.
Оригинальность заключается в необходимости продукта
творчества, прежде всего, для самого творца.
Общественно-историческая уникальность - это функция творчества. Несомненным
является тот факт, что любое творчество отражает не только творца, но и стадию
развития общества в целом, исторические события, противоречия в обществе,
задачи человечества и многое другое. В наш век, век цифровых ресурсов, дети
хотят творить именно с помощью информационно-коммуникационных технологий,
используя компьютер как средство.
На уроках и во внеурочное время школьники учатся рисовать и создавать
мультфильмы, разрабатывать web-сайты, сочинять собственную музыку, обрабатывать цифровые
фотографии и видеоизображения, монтировать видеоролики и накладывать на них
различные спецэффекты.
Хорошие результаты в
творческой деятельности учащихся дает и совместная работа с учителями - предметниками.
Например, изучается текстовый процессор
MS Word, отработка навыка набора учащимися исходного текста, но такого, который будет интересен для учеников.
В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто
скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде,
да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому. Для
этого учитель русского языка и литературы предварительно дал детям задание
сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему. На уроках информатики
ученики должны были набрать свою работу на компьютере, отформатировать её,
подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Учащиеся еще очень медленно
набирают текст, однако это задание дает им возможность усовершенствовать навыки
работы с клавиатурой. Ребята с удовольствием читали свои сказки, а оценки
получили не только по информатике, но и по русскому языку и литературе.
Например,
при изучении редактора Power Point (редактор создания презентаций) я
даю учащимся задание продумать тему для создания презентации.
При
применении развития творческих способностей достигаются высокие результаты
обучения школьников информационным технологиям. Сильно повышается интерес
учащихся к предмету «Информатика и информационные технологии», хорошо
просматриваются межпредметные связи.
Второй год школьники
с удовольствием принимают участие во Всероссийской игре «Инфознайка».
Результаты игры неплохие: в этом году есть один победитель – Лобанова Виктория
7 класс, награждена дипломом. В этом учебном году впервые приняли участие в
конкурсе школьных сайтов.
Учащихся
очень интересует новая ОС Линукс. Там очень много развивающих игр, головоломок,
графические редакторы.
В заключение хотелось бы отметить, что неталантливых детей
нет. Нужно просто суметь разглядеть ту искорку, которая может разгореться в
пламя… Дети любят творить! А творчество необходимо для развития общества в
целом.
|