Реализация национальной образовательной инициативы
в условиях малокомплектной школы
Успешное развитие новых типов школ, а также переход от традиционных учебных заведений к новым требуют изменений и в способах управления, которые обеспечивали бы реформирование школы в условиях динамичной внешней и внутренней среды.
Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» запускает не только реформирование системы российской системы образования в целом, но и инновационные процессы в самих образовательных учреждениях.
Основная стратегическая идея национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» состоит в организации образовательного пространства, обеспечивающего формирование новой личности — инициативной, способной мыслить и действовать творчески и нестандартно, осознанно выбирать профессиональный путь, готовой к обучению в течение всей жизни.
МОУ «Нестеровская СОШ» в 2012 насчитывала 94 ученика. Количество учителей - 11. В новом учебном году подготовлены документы на лицензирование дошкольного образования , что позволит увеличить количество учащихся до 107 человек. Малокомплектная школа не сможет выйти на предложенный норматив 15 учеников на одного учителя. Уже сейчас в нашей школе учителя начальных классов ведут по два класса. Это создает определенные трудности как для учителя, так и для учащихся. Инновационная модель системы управления требует новых способов управления школой для обеспечения ее эффективного и устойчивого развития в современных условиях. Цели образовательной деятельности школы определяются индивидуальными потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей) как потребителей образовательных услуг и обществом в целом, которое как главный заказчик определяет гарантируемые объем и уровень образования. В условиях малокомплектной школы возрастает роль управленческих органов ОУ
Структура управленческих органов ОУ представлена тремя группами:
-
органы коллективного управления образовательным учреждением — общешкольная конференция, а также подчиняющийся ей совет школы;
-
должностные лица образовательного учреждения, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями — директор ОУ, его заместители;
-
органы самоуправления ОУ, методические объединения учителей, а также органы государственно-общественного управления- управляющий совет школы.
Затруднительны, если не невозможны, разработка и реализация системы управления без обеспечения функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Вся вышеописанная деятельность образовательного учреждения в целом и его руководителя в частности должна осуществляться в правовом поле, поэтому ниже речь пойдет о нормативно-правовой базе ОУ и управлении ее формированием. Управление этим процессом, так же как и рядом других в рамках функционирования ОУ, является важной составляющей управленческой деятельности. Введение же нового образовательного стандарта требует создания условий для успешной его реализации, что в свою очередь предполагает совершенствование нормативно-правовой базы образовательного учреждения.
Для подготовки введения ФГОС начального общего образования были проведены следующие организационные мероприятия:
-
утверждение плана введения стандарта нового поколения для начальной школы;
-
создание рабочей группы по разработке основной образовательной программы начального общего образования ОУ;
-
формирование перечня систем учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с федеральным перечнем;
-
разработка, обсуждение и утверждение основной образовательной программы начального общего образования;
-
разработка и утверждение формы договора о предоставлении общего образования муниципальным образовательным учреждением;
-
внесение необходимых изменений в Устав, локальные акты (Положения) ОУ в связи с введением ФГОС начального общего образования;
-
приведение должностных инструкций работников ОУ в соответствие с требованиями нового стандарта
Финансовые условия деятельности ОУ должны обеспечить ОУ возможность выполнения требований стандарта:
-
были внесены соответствующие изменения в коллективный договор при создании финансовых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;
-
разработаны локальные акты (в том числе, Положения) о порядке, условиях НСОТ и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии) и др.;
-
заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам с педагогическими работниками, предусматривающие порядок, критерии, показатели и размеры установления выплат стимулирующего характера.
Управление созданием кадровых условий деятельности ОУ Создание кадровых условий введения и реализации стандарта начального общего образования нового поколения предполагает:
-
полную укомплектованность ОУ руководящими и педагогическими работниками;
-
соответствие квалификации педагогических работников и руководящих кадров квалификационным характеристикам по соответствующим должностям;
-
разработку и реализацию системы мер по повышению квалификации руководящих и педагогических работников ОУ в соответствии с требованиями нового стандарта начальной школы к обеспечению непрерывности профессионального образования;
-
разработку и осуществление плана внутришкольного контроля реализации стандарта.
В 2012-13 учебном году из 11 учителей МОУ «Нестеровская СОШ» имеют высшее образование - 9 человек, один человек обучается заочно в БГУ, один имеет среднее специальное образование. Высшую категорию имеют 3 учителя, первую - 5 учителей. Все учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации. Сейчас появилось больше возможностей для повышения квалификации. Это и традиционные курсы в РИКУиО, компьютерные курсы в ВСГТУ, авторские курсы, дистанционные курсы.
Управление созданием информационного сопровождения деятельности ОУ Создание информационных условий введения и реализации ФГОС предполагает:
-
использование информационных ресурсов ОУ при управлении процессом введения и реализации нового стандарта;
-
создание информационно-образовательной среды ОУ, способствующей достижению результатов начального общего образования в соответствии с требованиями стандарта;
-
разработку и размещение в средствах массовой информации Публичного отчета и/или иных материалов ОУ, освещающих ход введения и реализации стандарта начальной школы нового поколения.
Создан в школе и работает сайт, где школьный оператор размещает нормативно-правовые документы, информационные и методические материалы.
Управление созданием материально-технической базы ОУ
Создание материально-технической базы введения и реализации ФГОС обеспечивает доступ педагогов и обучающихся к информационно-образовательным ресурсам, техническим средствам обучения; в этом году обеспечены учебниками 1и 2 класс; Все кабинеты начальных классов оснащены компьютерами. Укрепление материально-технической базы в 2011-2012 учебном году (приобретение регулируемой мебели, трех компьютеров, компьютерных столиков, кабинок для первоклассников, банкеток) стало возможным благодаря доходам от подсобного хозяйства. Пришкольный участок и подсобное хозяйство ежегодно дают свыше 100 тысяч рублей дохода, что позволяет сделать 100% охват учащихся горячим питанием. Плата за питание составляет 200 рублей в месяц.
Таким образом, успешность введения в образовательном учреждении ФГОС начального общего образования в частности и в дальнейшем ФГОС всех ступеней общего образования в целом зависит от эффективности управления как непосредственно процессом введения, так и собственно деятельностью образовательного учреждения в условиях введения новых образовательных стандартов. |