Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Категории раздела
Мои статьи [10]
Открытые уроки [1]
Открытые уроки в Нестеровской СОШ
Рабочие программы [0]
Доклады [1]
Доклады, выступления
Документы [0]

Общее меню

Форма входа

Поиск

Часы

Погода

Друзья сайта
  • Официальный сайт минобрнауки РФ
  • Сайт минобрнауки Бурятии
  • "Российское образование" - единый портал
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Учительский портал
  • Школьный всезнайка. Портал для подростков
  • Информика школьный. Бесплатное ПО для школ

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Панорама методических идей
    министерство образования и науки республики бурятия прибайкальский район
    Моу «нестеровская сош»
    Районный конкурс – панорама методических идей
    мониторинг физической подготовленности учащихся
    Учитель физической культуры Лобанов Игорь Васильевич
    с.Нестерово 2010г.
    Введение
    Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении. Авиценна Качество образования и здоровье детей В век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие возможности её усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека. Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические качества, способствующему через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего. Одна из основных задач управления системой образования – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя физической культуры. В условиях, когда на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков (увеличение заболеваемости по всем классам, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гиподинамии школьников), нельзя говорить о качественном образовании. Длительный 10–11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то в современной школе к этим недостаткам добавились множество других факторов риска, влияющих на здоровье (компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности). Испытывать социальный информационный стресс стали не только школьники, живущие в условиях систематической интеллектуальной нагрузки, но и дошкольники, её раньше не имевшие. Ведь для них неизбежной становится интенсивная подготовка к школе в связи с усложнением школьных программ, освоение современной технологии быта, приобщение к домашнему компьютеру. На совершенствование внутришкольной среды, защиту ребенка от её неблагоприятных факторов, создание комфортных условий для процесса обучения, от которых зависят учебные достижения и здоровье школьников, направлена модернизация системы российского образования, в том числе в сфере физического воспитания детей и подростков. В реализации этого положения ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов он прививает ребёнку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремится к накоплению и развитию практического опыта. Мониторинг здоровья как оценка эффективности образовательного процесса Очень важно уделять постоянное внимание использованию инновационных технологий, авторских программ по физическому воспитанию для оздоровления обучающихся средствами физической культуры и разнообразной двигательной активности. Но не менее важно овладение методикой мониторинга показателей здоровья по тестам физической подготовленности с целью оценки эффективности инноваций, внедряемых в учебный процесс. «Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся» как никогда актуален и востребован. Об этом свидетельствует решение Правительства Российской Федерации от 25.09.2006г. одобрить и передать в Государственную думу Федеральный закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации». В статье 24 Закона «Физическая культура в системе образования» записано о проведении ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся». Комплексный мониторинг показателей физической подготовленности, наряду с результатами тестирования уровня знаний учащихся, должен стать основой при построении общероссийской системы оценки качества образования. Основа методики комплексного педагогического мониторинга – тестирование. Отслеживая с его помощью динамику показателей здоровья, мы осуществляем индивидуальный подход к физическому воспитанию, выявляем причины неудачных результатов, ведём поиск путей оптимизации учебного процесса со стороны как учителя, так и ученика. Методика мониторинговых исследований физической подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся Эффективное управление процессом развития ребёнка предполагает владение информацией о динамике показателей здоровья и уровня знаний. Предлагаемая методика простых и эффективных техник самоконтроля при их регулярном и систематическом использовании обеспечит отслеживание в мониторинге важнейших показателей физической подготовленности. Вначале группа тестируемых знакомится с методикой. Объясняется выполнение тестов, работа с используемыми приборами и инструментами. Подробно разъясняются расчётные формулы и оценочные критерии. Тестирование по физическому воспитанию является для учащихся увлекательной игрой, где можно посостязаться, в силе, в развитии физических качеств, а главное, в мониторинге, отслеживая динамику этих показателей в процессе обучения. Цель методики – дать знания, умения и привить навыки, необходимые для оценки уровня физической подготовленности как занимающихся физической культурой и спортом, так и не занимающихся ими. Задачи: 1. Освоение учащимися методики замеров, расчётов и тестирования. 2. Обучение анализу полученных результатов. 3. Внедрение информационно-диагностических компьютерных технологий для сбора, обработки и хранения данных. Фактические измерения Измеряемые на первом этапе величины заносятся в карту тестирования, состоящую из общей части. В табл.1 представлена примерная структура карты тестирования показателей физической подготовленности. Таблица №1 Общая частьФактические измерения физической подготовленности
    № п/пФамилия, имядата рожденияполвозраст (лет)Тестовые заданияОУФПоценка ОУФП
    Бег 30 метров (сек.)Прыжок в длину с места (см)Подтягивание (кол. раз)Отжимание в упоре лёжа (кол. раз)Поднимание туловища (кол. раз)Бег 1000 м (сек)Наклон вперёд (см)
    рнвпуфпрнвпуфпрнвпуфпрнвпуфпрнвпуфпрнвпуфпрнвпуфп
    1

    Р – результат в тестах; НВП – норматив соответствующий тесту, возрасту и полу; УФП – уровень физической подготовленности. Некоторые пояснения к заполнению карты тестирования. Первый столбец общей части содержит номер по порядку, либо код тестируемого, если требуется анонимность. Особенностью общей части таблицы является то, что столбцы «ФИО», «Дата рождения», «Пол», заполненные один раз, могут сопровождать человека на протяжении всех лет учёбы (с 1-го по 11-й класс). Туда же можно внести столбец «Вид учреждения». Там указывается класс, литера (для школ). Информация этого столбца может быть показана в названии таблицы. Программа компьютерной обработки исходной информации предусматривает автономное выполнение расчётов по показателям физической подготовленности, но не начнёт работу без заполнения первых граф «ФИО», «Дата рождения», «Пол». Возраст тестируемого определяет компьютер по дате рождения. Например, 7 лет – возраст от 6,5 до 7,5, 8 лет – от 7,5 до 8,5 и т.д. На рис. 1 показаны некоторые из контрольных испытаний. Физическая подготовленность. Обычно используют следующие простейшие тесты, отражающие уровень развития жизненно необходимых физических качеств: 1) скоростных (бег на 30 м или 100 м); 2) координационных (бег 3×10м, прыжки ч/з скакалку); 3) скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъём туловища за 30 сек.); 4) силовых (подтягивание, отжимание); 5) выносливости (бег на 1000м, 2000м, 3000м); 6) гибкости (наклон туловища вперёд характеризует способность гибкости в позвоночном столбе). Данное качество характеризует функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его звеньев и определяется максимальной амплитудой движений при наклоне вперёд из положения стоя (ноги прямые) путём замера линейкой расстояния от опоры до кончиков пальцев рук, опущенных вниз. Если они ниже опоры, гибкость положительная (+), если выше опоры – отрицательная (–). Замер гибкости можно осуществлять из положения сидя (рис. 1). При проведении исследования используются следующие приборы и оборудование: · секундомер – для замера, тестов и физических упражнений; · сантиметровая лента – для измерения длины прыжка; · метрическая линейка – для замера гибкости; · маты, скамейка гимнастическая, перекладина – для выполнения упражнений, характеризующих физическую подготовленность; · компьютер – для сбора, хранения и обработки полученных результатов. Результаты фактических измерений заносятся в карту тестирования показателей здоровья Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках Цель тестирования – мониторинг показателей здоровья учащихся, рассматриваемый как составная часть системы оценки качества образования. Задача тестирования – ответить на вопрос: «Является ли организация учебного процесса в любом образовательном учреждении содействующей здоровью обучающихся?». Подготовка к тестированию 1. Директор образовательного учреждения выпускает приказ о назначении ответственного за тестирования учителя физической культуры или основ безопасности жизнедеятельности и ответственного учителя информатики, обеспечивает распечатку карты тестирования (табл. 1) для всех классов и групп, используя электронный банк данных о каждом учащемся. 2. Ответственный за тестирование осуществляет со своими коллегами: – знакомство с картой тестирования и методикой; – знакомство с требованиями к выполнению тестовых упр. и измерений; – организацию тренировочных занятий. 3 Классный руководитель проверяет списочный состав, включающий 100% учащихся, в том числе имеющих освобождение от занятий по предмету «физическая культура». Проведение тестирования 1. Время и место: · тестирование проводится для всех учащихся в начале и конце учебного года (третья декада сентября и мая) на открытых спортплощадках, стадионах, в спортзалах или в любых других помещениях; · учащиеся тестируются на уроках физической культуры и (или) основ безопасности жизнедеятельности, дополнительно используются часы и Дни здоровья, спортивно-оздоровительный час и другие массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, результаты «Президентских состязаний». 2. Тестирование физической подготовленности (бег, прыжки, подтягивание и т.д.), осуществляется для освобожденных от физической культуры и для учащихся спецмедгрупп с учётом рекомендаций врача. 3. Упражнения с нагрузкой выполняются после лёгкой разминки, когда организм разогрет, тонус мышц повышен, система дыхания и кровообращения активно работают. Порядок заполнения карты тестирования (таблица 1) 1. Обязательны для заполнения все столбцы общей части. Они сохраняются в компьютере и переносятся в карту тестирования на протяжении всех лет учёбы. 2. Столбцы разделов физической подготовленности заполняются в строгом соответствии с указанной размерностью (см, сек. и т.д.); Завершение тестирования Протокол тестирования показателей физической подготовленности с результатами фактических измерений (табл. 1), подписывается директором школы и другими ответственными исполнителями. В сроки до 14 октября и до 14 июня текущего учебного года вся эта информация в электронном виде передаётся для обработки. Результаты компьютерной обработки протокола тестирования 1. По результатам фактических измерений и расчётов для каждого учащегося, класса, группы и т.д. в мониторинге отслеживается динамика качественных и количественных характеристик. Каждый из разделов физической подготовленности компьютерная программа рассчитывает автономно. По показателям физической подготовленности – ниже нормы, норма, выше нормы (качественные характеристики); расчётные величины отдельных физических качеств и общего уровня физической подготовленности (количественные характеристики) и т.д. 2. Положительная динамика показателей свидетельствует об организации учебного процесса, содействующего здоровью учащихся. Её отсутствие требует анализа полученных результатов на уровне ученика, класса и т.д. Анализ результатов тестирования показателей физической подготовленности учащихся МОУ «Нестеровская СОШ» Необходимо отметить, что почти на всех ступенях обучения учащиеся обладают недостаточным уровнем развития физических качеств. В начальных классах общий уровень физической подготовленности у мальчиков составил: 12%(высокий), 44% (средний), 44% (н/среднего); у девочек 50%(высокий) за счёт качеств силовой выносливости, 42% (средний), 2% (н/среднего); в средних классах у мальчиков 62% (средний), 38% (н/среднего), у девочек 50% (средний), 50% (н/среднего). В старших классах у юношей 63% (средний), 37% (н/среднего), у девушек 25% (средний), 75% (н/среднего). По результатам тестирования общей выносливости в беге на дистанцию 1000м., большее отставание отмечается у мальчиков и девочек младших классов. Результаты качества скоростной выносливости (бег 30м) во всех группах находятся на среднем и высоком уровне, что значит мышечная система функционирует на должном уровне. Наибольшее отставание качества силовой выносливости отмечается у мальчиков начальных классов и средних; у девочек статистической выносливости в начальной группе очень высокая (100%); в средней и старшей группе ниже среднего. Это значит, что в среднем каждый 2-й мальчик и каждая 5-я девочка находятся в «группе риска», обладая резко сниженным функциональными резервами и мышечной системы. Показатели теста на скоростно-силовую выносливость (подъём туловища за 30сек.) свидетельствует о том, что в данном нормативе учащиеся показывают высокий уровень. Анализ показателей динамической силы (прыжок в длину с места) во всех группах находятся на среднем и высоком уровне, это значит что возможности опорно-двигательного аппарата, на должном уровне. Полученные данные свидетельствуют о том, что наибольшее отставание качества гибкости отмечается у мальчиков начальной школы, а высокий у девушек старших классов, по итогам исследования каждый 2-й мальчик, и каждая 4-я девочка находятся в «группе риска», обладая резко сниженными функциональной подвижностью и эластичностью опорно-двигательного аппарата. По итогам тестирования дети с высоким уровнем физической подготовленности отбираются для участия в соревнованиях, в различные спортивные секции. Анализируя мониторинг физической подготовленности учащихся, учитель физической культуры может спланировать свою дальнейшую работу. Дать дополнительные задания тем учащимся, у которых есть отставания в физическом развитии тех или иных качеств.
    СрУФП – средний уровень физической подготовленности класса Анализируя данные в таблице, видишь, что незначительное уменьшение уровня физической подготовленности у учащихся приходится на начало учебного года. Это говорит о том, что дети, в летний период ведут малоподвижный образ, меньше времени уделяют физическому развитию. Поэтому необходимо давать рекомендации по физической подготовке на летний период. Т.о. мониторинг физической подготовке с применением ИКТ позволяет отслеживать и корректировать физическое развитие учащихся.
    Категория: Мои статьи | Добавил: сатурн4 (19.08.2010)
    Просмотров: 1475 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: